Егорова С.Н.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №47" г. Чебоксары
Инновационные социально – педагогические
технологии формирования здорового образа жизни
Проблема
сохранения здоровья ребенка в школе имеет как физиолого-гигиенические, так и
собственно педагогические аспекты. В реальной практике трудно отделить одно от
другого, да это и не столь важно. Гораздо важнее, учитывая те и другие факторы,
выстроить учебный процесс таким образом, чтобы он не только не ухудшал физическое
состояние учащихся, но, напротив, укреплял их силы и возможности.
Пожалуй, больше всего страдают
школьники от утомления. Причин для
него достаточно: длительная и напряженная, подчас нудная и неинтересная работа,
долгое сидение за партой. Однако биологическое значение утомления, возникающего
в учебном процессе, двояко.
С одной
стороны, оно является защитной реакцией организма от чрезмерного истощения, а с
другой - стимулирует последующий рост работоспособности. Поэтому гигиенически
правильная организация учебной деятельности школьников направлена не на то,
чтобы вовсе исключить появление утомления, а на то, чтобы отдалить его наступление,
оградить организм школьника от его отрицательного влияния, сделать отдых более
эффективным.
Чтобы утомление не разрушало
здоровье, важно учитывать суточные циклы работоспособности детей. Известно,
что на первом уроке уровень работоспособности ниже, нежели на втором и третьем,
но к концу третьего урока наступает спад. Наиболее резкие изменения
функционального состояния центральной нервной системы происходят после
четвертого часа занятий. Очевидно, что в это время не следует загружать
учащихся сложной и объемной учебной работой.
Прослеживается определенная динамика
функционального состояния организма школьников на протяжении недели. Оптимум
работоспособности в большинстве случаев приходится на вторник, а вот в среду
же регистрируется резкий спад. В четверг, напротив, наблюдается существенный
подъем скорости и точности работы, однако в пятницу вновь - ухудшение. В этот
день у школьников наблюдается более низкий (до уроков) исходный уровень работоспособности
по сравнению со среднедневной величиной показателей. Очень часто падение
работоспособности к середине недели и поиск организмом ресурсов для ее
выравнивания затягивается до пятницы, когда все же проявляется относительный,
но неустойчивый подъем работоспособности.
Осознавая, насколько важно
следовать циклам работоспособности, следует уделить особое внимание расписанию
уроков. Целесообразно разделить все предметы на четыре степени трудности. Часы
высокой работоспособности (второй-третий уроки) мы отвели занятиям по предметам
первой степени трудности, требующим от учащихся большого умственного напряжения.
Также именно в эти часы проводятся и контрольные работы. Наибольшее значение
для предупреждения утомления имеют занятия трудом, физкультурой, особенно когда
они проводятся на третьем-четвертом уроках. В этом случае последний урок,
представляющий вторую или третью степень трудности, проходит при относительно
высокой работоспособности. А вот эффект подъема работоспособности на первых или
последних часах занятий после уроков труда или физкультуры незначителен: в
первом случае они являются преждевременными, во втором – запоздалыми
Решаем
проблему нагрузки.
К переутомлению учащихся приводит
не только неправильно составленное расписание, но и чрезмерная учебная нагрузка. Закономерность
проста: чем выше она, тем чаще диагностируются среди учащихся отклонения в
состоянии здоровья. Для количественной характеристики учебной нагрузки можно
использовать следующие параметры:
1) объем учебной информации (понятия,
термины, закономерности, правила, явления, факты);
2) объем
текста, подлежащего изучению;
3)число заданий, выполняемых
учащимися в процессе классных и домашних занятий (решение задач, выполнение
упражнений, изготовление моделей и др.);
4)время выполнения домашнего
задания (по оценке учителя, экспериментатора, фактическое время, затраченное
учащимися).
Качественная характеристика учебной нагрузки определяется на основе:
1) успешности выполнения
ими домашнего задания (по оценке
учителя и экспериментатора);
2) успеваемости
учащихся по предмету;
3) оценки самими
учащимися и их родителями, учителями трудности отдельных учебных предметов и
объема домашних заданий, необходимости
дополнительной помощи со стороны учителя.
Применение этих критериев к конкретным условиям школы
позволило нам сделать обоснованные, практически важные выводы. У значительной
части учеников наблюдается учебная перегрузка, которая, главным образом,
выражается в превышении физиолого-гигиенических норм на выполнение всех видов
учебной работы (в том числе домашней).
Рекомендуется:
• содержание одного урока не
должно быть усвоено учащимися к следующему уроку. Для того, чтобы школьник
полностью воспринял и усвоил учебный материал, необходимо достаточно
значительное время. Надо, чтобы все ученики имели возможность усваивать материал
в процессе изучения всей темы, а ежеурочный контроль знаний с непременным
выставлением оценки в журнал вовсе не обязателен;
• в начале изучения каждой новой
темы производится целеполагание учащихся по трем уровням сложности. С точки
зрения современной педагогики, наиболее эффективным способом постановки целей
является целеполагание через описание результатов обучения, которые
целесообразно выражать в следующих конкретных действиях учеников: называть и
(или) показывать, определять, описывать, объяснять, прогнозировать. Уровни
сложности, по которым производится целеполагание:
базовый (обеспечивает усвоение учащимися необходимого
минимума; соответствует оценке «3»);
1)базовый сильный (соответствует
оценке «4»);
2)продвинутое обучение
(соответствует оценке «5»).
Затем учащиеся знакомятся с планом изучения темы.
Внутри блока выделяются следующие этапы учебного
процесса:
1)изложение учителем нового
материала;
2)учитель создает условия для
усвоения учениками учебного материала. Стимулирует их интерес и мотивацию.
Ориентирует каждого школьника на тот уровень обучения, который соответствует
его потенциалу и возможностям. Осуществляет текущую проверку усвоения
материала с помощью разноуровневых проверочных работ, тестов, индивидуальных
карточек-заданий. Обязательна вариативность форм контроля по выбору учащихся;
3)коррекционная работа с учащимися,
слабо усвоившими материал, и организация работы сильных учеников на повышенном
творческом уровне сложности, подготовка к проведению итогового контроля
знаний по теме (при необходимости - планирование индивидуальной работы с
отстающими учащимися);
4) итоговый контроль по теме и
при необходимости - коррекционная работа с учащимися, не усвоившими материал
базового уровня. Особое внимание необходимо обратить на продолжительность закрепления
на уроках нового материала. Выделение в уроке всего десяти минут на закрепление
нового материала недостаточно. Это приводит к резкому увеличению продолжительности
самоподготовки, вместо 35-39 минут учащиеся затрачивают более 1,5 часа, и часто
решение оказывается неправильным.
Просвещаем и закаливаем
Правильно составленное
расписание и верно организованные учебные занятия (включая самоподготовку) -
это только половина успеха. Очень многое зависит от всего режима дня. Медицинские работники и классные руководители знакомят
школьников и их родителей со значением правильно организованного режима в семье
для укрепления здоровья, повышения работоспособности, а следовательно, и
эффективности учебной деятельности. Правильная организация режима дня
предусматривает:
во-первых, наиболее эффективную
продолжительность различных видов деятельности при их рациональном чередовании;
во-вторых, достаточный по
продолжительности и оптимальный по интенсивности физической нагрузки активный
отдых на открытом воздухе;
в-третьих, регулярное питание,
сбалансированное по содержанию питательных ингредиентов: белков, жиров,
углеводов, минеральных солей и витаминов, - достаточное по калорийности и
разнообразное по используемым продуктам;
в-четвертых, гигиенически полноценный ночной сон, а при отклонениях
в состоянии здоровья - и дневной;
в-пятых, повышение двигательной активности путем увеличения занятий физическими
упражнениями: малые формы физического воспитания (гимнастика до уроков,
физкультурные паузы, свободное проведение перемен), спортивный час, широкое
привлечение школьников к занятиям в спортивных секциях во внеклассное и
внешкольное время.
Учащиеся должны уметь:
1)организовать свою учебную и
внеурочную деятельность в соответствии с принципами здорового образа жизни;
2)противостоять негативному
влиянию природной и социальной среды на собственное здоровье;
3) правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Весь коллектив школы должен придавать
очень большое значение санитарно-гигиеническим условиям образовательной среды.
Прежде всего, освещенности рабочих мест, воздушно-тепловому режиму в учебных помещениях
и их проветриванию, а также правильному использованию учебной мебели. Всему
этому преподаватели, классные руководители, администрация школы совместно с
медицинским работником уделяют повседневное внимание, руководствуясь действующими
санитарными нормами и правилами.
|