Персональный сайт Егоровой Светланы НиколаевныВторник, 14.05.2024, 21:03

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [5]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 65

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Инновационные социально – педагогические технологии формирования здорового образа жизни

Егорова С.Н.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №47" г. Чебоксары 

Инновационные социально – педагогические технологии формирования здорового образа жизни

       Проблема сохранения здоровья ребенка в школе имеет как физио­лого-гигиенические, так и собственно педагогические аспекты. В ре­альной практике трудно отделить одно от другого, да это и не столь важно. Гораздо важнее, учитывая те и другие факторы, выстроить учебный процесс таким образом, чтобы он не только не ухудшал фи­зическое состояние учащихся, но, напротив, укреплял их силы и воз­можности.

   Пожалуй, больше всего страдают школьники от утомления. При­чин для него достаточно: длительная и напряженная, подчас нудная и неинтересная работа, долгое сидение за партой. Однако биологиче­ское значение утомления, возникающего в учебном процессе, двояко.

С одной стороны, оно является защитной реакцией организма от чрезмерного истощения, а с другой - стимулирует последующий рост работоспособности. Поэтому гигиенически правильная организация учебной деятельности школьников направлена не на то, чтобы вовсе исключить появление утомления, а на то, чтобы отдалить его наступ­ление, оградить организм школьника от его отрицательного влияния, сделать отдых более эффективным.

  Чтобы утомление не разрушало здоровье, важно учитывать суточ­ные циклы работоспособности детей. Известно, что на первом уроке уровень работоспособности ниже, нежели на втором и третьем, но к концу третьего урока наступает спад. Наиболее резкие изменения функционального состояния центральной нервной системы происхо­дят после четвертого часа занятий. Очевидно, что в это время не сле­дует загружать учащихся сложной и объемной учебной работой.

  Прослеживается определенная динамика функционального со­стояния организма школьников на протяжении недели. Оптимум ра­ботоспособности в большинстве случаев приходится на вторник, а вот в среду же регистрируется резкий спад. В четверг, напротив, на­блюдается существенный подъем скорости и точности работы, одна­ко в пятницу вновь - ухудшение. В этот день у школьников наблю­дается более низкий (до уроков) исходный уровень работоспособно­сти по сравнению со среднедневной величиной показателей. Очень часто падение работоспособности к середине недели и поиск орга­низмом ресурсов для ее выравнивания затягивается до пятницы, ко­гда все же проявляется относительный, но неустойчивый подъем ра­ботоспособности.

Осознавая, насколько важно следовать циклам работоспособности, следует уделить особое внимание расписанию уроков. Целесообразно разделить все предметы на четыре степени трудности. Часы высокой работоспособности (второй-третий уроки) мы отвели занятиям по предметам первой степени трудности, требующим от учащихся боль­шого умственного напряжения. Также именно в эти часы проводятся и контрольные работы. Наибольшее значение для предупреждения утомления имеют занятия трудом, физкультурой, особенно когда они проводятся на третьем-четвертом уроках. В этом случае последний урок, представляющий вторую или третью степень трудности, прохо­дит при относительно высокой работоспособности. А вот эффект подъема работоспособности на первых или последних часах занятий после уроков труда или физкультуры незначителен: в первом случае они являются преждевременными, во втором – запоздалыми

Решаем проблему нагрузки.

К переутомлению учащихся приводит не только неправильно со­ставленное расписание, но и чрезмерная учебная нагрузка. Законо­мерность проста: чем выше она, тем чаще диагностируются среди учащихся отклонения в состоянии здоровья. Для количественной ха­рактеристики учебной нагрузки можно использовать следующие па­раметры:

1) объем учебной информации (понятия, термины, закономерности, правила, явления, факты);

2)       объем текста, подлежащего изучению;

3)число заданий, выполняемых учащимися в процессе классных и домашних занятий (решение задач, выполнение упражнений, изго­товление моделей и др.);

4)время выполнения домашнего задания (по оценке учителя, экс­периментатора, фактическое время, затраченное учащимися).

Качественная характеристика учебной нагрузки определяется на основе:

1) успешности выполнения ими домашнего задания (по оценке
учителя и экспериментатора);

2)       успеваемости учащихся по предмету;

3) оценки самими учащимися и их родителями, учителями трудности отдельных учебных предметов и объема домашних заданий,  необходимости дополнительной помощи со стороны учителя.

Применение этих критериев к конкретным условиям школы позво­лило нам сделать обоснованные, практически важные выводы. У зна­чительной части учеников наблюдается учебная перегрузка, которая, главным образом, выражается в превышении физиолого-гигиенических норм на выполнение всех видов учебной работы (в том чис­ле домашней).

Рекомендуется:

      содержание одного урока не должно быть усвоено учащимися к следующему уроку. Для того, чтобы школьник полностью воспри­нял и усвоил учебный материал, необходимо достаточно значительное время. Надо, чтобы все ученики имели возможность усваивать мате­риал в процессе изучения всей темы, а ежеурочный контроль знаний с непременным выставлением оценки в журнал вовсе не обязателен;

      в начале изучения каждой новой темы производится целеполагание учащихся по трем уровням сложности. С точки зрения совре­менной педагогики, наиболее эффективным способом постановки це­лей является целеполагание через описание результатов обучения, ко­торые целесообразно выражать в следующих конкретных действиях учеников: называть и (или) показывать, определять, описывать, объ­яснять, прогнозировать. Уровни сложности, по которым производится целеполагание:

базовый (обеспечивает усвоение учащимися необходимого ми­нимума; соответствует оценке «3»);

1)базовый сильный (соответствует оценке «4»);

2)продвинутое обучение (соответствует оценке «5»).

Затем учащиеся знакомятся с планом изучения темы.

Внутри блока выделяются следующие этапы учебного процесса:

1)изложение учителем нового материала;

2)учитель создает условия для усвоения учениками учебного ма­териала. Стимулирует их интерес и мотивацию. Ориентирует каждого школьника на тот уровень обучения, который соответствует его по­тенциалу и возможностям. Осуществляет текущую проверку усвоения материала с помощью разноуровневых проверочных работ, тестов, индивидуальных карточек-заданий. Обязательна вариативность форм контроля по выбору учащихся;

3)коррекционная работа с учащимися, слабо усвоившими мате­риал, и организация работы сильных учеников на повышенном твор­ческом уровне сложности, подготовка к проведению итогового кон­троля знаний по теме (при необходимости - планирование индивиду­альной работы с отстающими учащимися);

4) итоговый контроль по теме и при необходимости - коррекци­онная работа с учащимися, не усвоившими материал базового уровня. Особое внимание необходимо обратить на продолжительность закре­пления на уроках нового материала. Выделение в уроке всего десяти минут на закрепление нового материала недостаточно. Это приводит к резкому увеличению продолжительности самоподготовки, вместо 35-39 минут учащиеся затрачивают более 1,5 часа, и часто решение оказывается неправильным.

Просвещаем и закаливаем

   Правильно составленное расписание и верно организованные учебные занятия (включая самоподготовку) - это только половина ус­пеха. Очень многое зависит от всего режима дня. Медицинские работ­ники и классные руководители знакомят школьников и их родителей со значением правильно организованного режима в семье для укреп­ления здоровья, повышения работоспособности, а следовательно, и эффективности учебной деятельности. Правильная организация ре­жима дня предусматривает:

     во-первых, наиболее эффективную продолжительность различных видов деятельности при их рациональном чередовании;

    во-вторых, достаточный по продолжительности и оптимальный по интенсивности физической нагрузки активный отдых на открытом воздухе;

 в-третьих, регулярное питание, сбалансированное по содержанию питательных ингредиентов: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов, - достаточное по калорийности и разнообразное по используемым продуктам;

в-четвертых, гигиенически полноценный ночной сон, а при откло­нениях в состоянии здоровья - и дневной;

в-пятых, повышение двигательной активности путем увеличения занятий физическими упражнениями: малые формы физического вос­питания (гимнастика до уроков, физкультурные паузы, свободное проведение перемен), спортивный час, широкое привлечение школь­ников к занятиям в спортивных секциях во внеклассное и внешколь­ное время.

Учащиеся должны уметь:

1)организовать свою учебную и внеурочную деятельность в со­ответствии с принципами здорового образа жизни;

2)противостоять негативному влиянию природной и социальной среды на собственное здоровье;

3) правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.

       Весь коллектив школы должен придавать очень большое значение санитарно-гигиеническим условиям образовательной среды. Прежде всего, освещенности рабочих мест, воздушно-тепловому режиму в учебных помещениях и их проветриванию, а также правильному ис­пользованию учебной мебели. Всему этому преподаватели, классные руководители, администрация школы совместно с медицинским ра­ботником уделяют повседневное внимание, руководствуясь дейст­вующими санитарными нормами и правилами.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Света (22.09.2011)
Просмотров: 1255 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Сайт Егоровой Светланы Николаевны © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz